"Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноким"-Морис Метерлинк
 


статьи » дрессировка

Как формируется плохое поведение


Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия - которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыко м.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути утоления своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как было бы необходимо, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит.

Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. И новый способ пищедобывания записывается в память и, при необходимости, будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время. Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем, удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что кроме навыков, существуют, еще и привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, Но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно - начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего, потому, что с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности. И в связи с удовлетворением потребности, а часто и по другим причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем, вызывает положительные эмоции у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. Собаке же предлагаются навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение. Распространенным заблуждением является мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, причинно-следственные (условные рефлексы) образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. И по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее. Следующая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильней и устойчивей становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, при помощи которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны. Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.

 

Почему появляется нежелательное поведение.

В том, что наши собаки становятся проблемными, виноваты только мы - владельцы.

Огромное значение в появлении нежелательного поведения имеет наша кинологическая малограмотность. Она проявляется в незнании этологических особенностей собаки как вида, которое часто приводит к неправильному выращиванию и содержанию, в незнании особенностей конкретных, в незнании основ воспитания и дрессировки и довольно часто в несколько безответственном отношении к факту наличия собаки. Например, мы безответственно относимся к приобретению собаки. А несерьезное отношение почти к любому из указанных условий является причиной серьезных проблем. Не зная особенностей породы и ее целевого назначения, мы, по сути, покупая собаку, берем "кота в мешке" - мы неправильно выбираем породу. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка "самая умная" собака; приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку. Недостаток опыта в содержании собак является основной причиной возникновения нежелательного поведения, особенно это касается крупных, физически сильных собак служебных и бойцовых пород. Такие собаки стремятся занять лидирующее положение в семье и склонны к агрессивному разрешению конфликтов даже с членами семьи. Необходимо вовремя заметить признаки зарождающегося нежелательного поведения и предотвратить его развитие. А лучше заранее направленно формировать поведение щенка. К сожалению, кинологическую грамотность наших владельцев на "отлично" не оценишь. Недостаток опыта, знаний, а заодно времени и терпения - вот еще одна причина появления конфликтного поведения наших собак. Согласитесь, мыс вами воспитанными не родились. Таковыми нас сделали множество людей, которые тратили на это неблагодарное занятие время, прилагали усилия и обладали терпением. Точно так же обстоит дело и с собаками. И если вы жалеете или не обладаете временем и терпением или не хотите, или не можете прилагать усилия, будьте готовы встретиться с проблемами в поведении своей собаки. Дело в том, что еще одной причиной нежелательного поведения наших собак является неправильное воспитание или полное его отсутствие.

Не верьте, если вам говорят, что какие-то породы не нуждаются в воспитании. Таких нет! Не верьте и тому, кто утверждает, что без особых усилий воспитал идеальную собаку.Скорее всего, он приукрашивает. А может быть речь идет о бессознательном (неосознаваемом или неосознанном) воспитании, в чем не отдает себе отчета такой хозяин собаки. Неосознанное воспитание штука хорошая и заманчивая. Но оно бывает эффективным при наличии опыта. Да, действительно, подавляющее большинство родителей не имеют педагогического образования и не выделяют специально 2-3 часа в день на воспитание своих детей. Они просто живут со своими детьми, общаются с ними и сотрудничают. И ничего, достаточно хорошо воспитывают своих детей (за небольшим исключением). Но родители обладают опытом - их самих воспитывали, они постоянно воспитываются в процессе взаимодействия с другими людьми, они обладают знаниями - норм поведения человека в обществе. Для людей может быть этого и достаточно. Но если в вашей семье растет собака, этого мало. Собака существо особое, ей нужно специальное воспитание! А огрехов в воспитании - воз и маленькая тележка! Неправильное воспитание как причина будущего плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек в поведении, как дома, так и на улице. Это, прежде всего, агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды "Ко мне!" и большая часть остальных проступков собаки. А не аккуратность? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы прятали вне пределов досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком, используя предметы обихода? И не смеялись ли вы над тем, как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над - тем, как он подпрыгивает, - радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он, съев селедочную голову, наконец, подходил к вам? То есть, не подкрепляли ли вы бессознательно неправильное поведение? Бывает ведь еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой не подходи к хозяину - попадет по первое число.

Неправильное выращивание и содержание собаки заключается, прежде всего, в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. Отсутствие или недостаточность физической нагрузки - основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Не менее важны, впрочем, отсутствие или недостаток внимания, уделяемого собаке, недостаток общения с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, - что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является стрессом, который вызывает страх. В лучшем случае собака испытывает скуку. Пытаясь отвлечься или развлечься, собака ничего не находит в квартире, кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает "хулиганить", если решает, что вы уделяете ей мало внимания. Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то имейте в виду - он вызывается или страхом, или соответствующим эмоциональным состоянием. Интенсивность и продолжительность лая прямо пропорциональны степени возбуждения собаки. Неправильное кормление заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стене. Больная собака может отличаться извращенным аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается, если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов. Соответствующее физиологическое состояние собаки иногда может быть причиной "неправильного" ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью. Но и особенности возрастного периода собаки могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните привычку детей разбирать подаренные им игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет, и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому что игра для него дело серьезное. Она, прежде всего, служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемов борьбы, охоты и так далее. Кроме того, игра это и физическая тренировка. Играют же, как известно, с партнерами или предметами. По мнению тех, кто уже вырастил собаку, начинающий владелец должен знать прежде всего способы и методы воспитательной дрессировки, закономерности поведения собак и особенности их кормления, уметь оказывать первую ветеринарную помощь (каждым опрошенным было отмечено не менее 6 позиций). Иногда нежелательное поведение появляется как следствие направленного (осознанного) неправильного воспитания. Например, владелец, желая вырастить из щенка караульную собаку, сознательно подкрепляет любое агрессивное поведение - в игре с собой, по отношению к незнакомым людям и собакам. То есть сознательно формирует повышенную общую агрессивность, не подозревая, что сформировавшись, она легко может выплеснуться и на членов его семьи


 
Copyright 2010© Питомник доберманов и пинчеров
cоздание сайта : Луканенкова О.
Хостинг от uCoz