Привыканием
называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при
повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют
серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной
информации для организма. Кстати, привыкание считается формой научения, которое
иногда еще называют негативным научением.
Особенностью
такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих
реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. А биологическое значение
заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования
животное должно уметь различать существенные (например, опасные) и
несущественные для него раздражители и подавлять реакции на несущественные, а
также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.
О привыкании
чаще вспоминают, когда собака чего-нибудь боится, например автомобилей,
поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздражителей или
продолжительно лает на звук шагов соседей по лестничной площадке. Знание
свойств привыкания поможет вам вырастить хорошую собаку и не допустить ошибок,
особенно в период со второго до четвертого месяца жизни, когда щенок всего
боится.
Животное
может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно
встречается (зрительным, слуховым, температурным, тактильным, вкусовым,
запаховым и даже болевым) и не отвечать на них ориентировочной или
оборонительной реакциями. Развитие привыкания характеризуется несколькими
закономерностями, которыми можно пользоваться как правилами при использовании
этого метода коррекции поведения:
1. Повторяющиеся раздражители приводят к
снижению величины исходной реакции (появление безразличия).
2. Прекращение применения данных
раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.
3. Привыкание развивается быстрее и имеет
большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и
прекращения их применения до восстановления ответной реакции.
4. Скорость развития и степень выраженности
привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.
5. Привыкание наступает быстрее при меньшей
силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать
привыкания, либо приводить к извращению реакции.
6. Привыкание к одному раздражителю может
облегчить его по отношению к другим близким по характеру раздражителям.
7. Предъявление другого сильного раздражителя
может приводить к отмене привыкания. Например, наказание собаки может привести
к восстановлению боязни выстрела.
Однако и
после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В
этом легко убедиться если несколько усилить или ослабить раздражитель, он
сейчас же вызовет реакцию.
Привыкание
очень близко к процессу угашения. Вполне вероятно, что в основе этих процессов
лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание
употребляют в отношении врожденных реакций, угашение - приобретенных. При этом
уместно привести еще одно определение: привыкание - это процесс постепенного
ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя,
не сопровождаемых подкреплением. Одним из примеров привыкания может служить
угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.
Скорость
образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности
раздражителя, его новизны, силы, состояния организма и предшествующего опыта
животного. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный,
начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться
оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.
Считают, что
степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:
а) частоте появления похожих раздражителей;
б) степени давности (имеется в виду время,
прошедшее между появлением похожих раздражителей);
в) степени сходства раздражителей.
Различают
также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и
относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень
новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая
определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого
животным. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению
ориентировочной реакции. Считается, что для возникновения ориентировочной
реакции неожиданность имеет большее значение, чем семантическая новизна.
Сильнейшую реакцию можно получить на хорошо знакомый раздражитель, неожиданно
появившийся в обстановке, где его восприятие не прогнозировалось. Известно, что
животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком
сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще
проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание
животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег. Животное
убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя.
Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно
привыкнуть к раздражителю. Оно перестает вызывать страх, оборонительное
поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства,
возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражите ля, при
последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей
одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается
и последняя.
Предъявление
животному какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности
скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания получило название
"избыточного предъявления".
|